[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Золотой километр Рокоссовского
dvocuДата: Вторник, 07.12.2010, 22:28 | Сообщение # 1
Техническая поддержка проекта
Группа: Администраторы
Участник проекта ДВОКУ: Неизвестные страницы истории
Сообщений: 123
Репутация: 0
Статус: Offline
Золотой километр Рокоссовского: по следам кильдинского лагеря...

Портал "СПАСИТЕ СЕВЕР" – 2007 г.

Вдоль южного берега острова Кильдин проложена дорога, соединяющая восточную и западную части острова. За дорогой закрепилось название "дорога жизни". Участок дороги в 1 км от речки Черная в сторону Восточного Кильдина выложен гладкими булыжниками, причем участок в середине дороги. Некоторые даже сравнивают его с Красной Площадью... Но выложить даже несколько десятков метров дороги на острове ровными камнями, это адский нечеловеческий труд! Этот участок кильдинский автобан получил название «золотой километр» или «золотой километр Рокоссовского»!!!

Дорога построена по всем правилам: небольшой наклон к краям дороги, канавы с двух сторон, пешеходные тропинки, посыпанные битым сланцем. После "золотого километра" дорога выложена из крупных сланцевых камней, посыпанных мелкой битой сланцевой крошкой. Кто и когда строил эту дорогу и как имя великого маршала Победы оказалось связанным с кильдинской дорогой?

Маршал Рокоссовский

Константин Константинович Рокоссовский, родился в 1896 г. в г. Великие Луки в семье поляка-машиниста Ксаверия Юзефовича и русской учительницы Антонины Овсянниковой. Оба родителя были из обедневших дворянских родов... Рокоссовский в 16 лет остался без родителей. В Первую мировую войну он добровольцем ушел на фронт, а в 1917 году перешел на сторону Красной Армии и вскоре уже командовал эскадроном, а затем дивизионом. Рокоссовским был одним из первых награжден новоучрежденными орденами Красного Знамени. В 20-30-ые годы Рокоссовский служил в Забайкалье и на Дальнем Востоке, в течение некоторого времени был военным советником Чан Кайши. В 1936 Константина Константиновича переводят в Ленинград и назначают командиром корпуса. Во время войны Рокоссовский командует армиями и фронтами. Вот некоторые из военных операций, в которых принимал участие талантливый полководец: оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, операция «Багратион», освобождение восточной Европы... Ему не позволили взять Берлин, переведя на другой фронт... Рокоссовскому выпала честь командовать Парадом Победы в 1945 г. в Москве. Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер Ордена Победы... После войны К.К. Рокоссовский был Министром Национальной Обороны и Зам. Председателя Сов. Министров Польской Народной Республики. В 1956 г. Рокоссовский возвращается на родину и в 1956-1962 г. Зам. Министра Обороны СССР. Похоронен в 1968 г. в Кремлевской Стене. Многие историки и специалисты оперативного искусства не только сравнивают полководческий талант Рокоссовского с Жуковым, но и отмечают превосходство Рокоссовского по многим показателям.

Я умышленно пропустил временной отрезок биографии великого маршала в 1937-1940 г. В эти годы, сразу после переезда в Ленинград, Константин Константинович был арестован. Его польское происхождение и долгая служба на востоке страны дали повод для клеветы: его обвинили в связях с польской и японской разведками. Рокоссовского доставили в «кресты» (тюрьма в СПб), где били, пытаясь вытащить показания и трижды водили на расстрел. Можно было бы несмело предположить, что Рокоссовский за 3 года ареста прошел через систему лагерей и тюрем ГУЛаг. И, предположим, будучи в одном из северных лагерей, это известие могло долететь и до Кильдина. Ну а далее, человеческая молва с годами все перепутала и стал участок дороги на острове называться «золотой километр Рокоссовского». Но во многочисленных автобиографических статьях и интервью с родственниками проходила информация, что Рокоссовский все 3 года провел в «крестах»... Более того, в нескольких книгах опубликована вот такая справка:

СПРАВКА

Выдана гр-ну Рокоссовскому Константину Константиновичу, 1896 г.р., происходящему из гр-н б.Польши, г.Варшава,в том, что он с 17 августа 1937 г. по 22 марта 1940 г. содержался во Внутренней тюрьме УГБ НКВД ЛО и 22 мартаи 1940 г. из-под стражи освобожден в связи с прекращением его дела. Следственное дело № 25358 1937 г.

И вот совсем недавно, в сети, я нашел такую информацию: «Рокоссовский был осужден на 10 лет ГУЛАГа и отправлен в лагерь в Норильске» ??? Так был ли вынесен приговор Рокоссовскому и где он отбывал "наказание" на самом деле?

По следам кильдинского лагеря

О существовании кильдинского лагеря я узнал во время посещения острова в 1997 г. - рассказали местные жители. Известно, что любое историческое событие со временем обрастает бородатыми слухами и легендами. Так и местные жители рассказали мне, что на Кильдине было два лагеря: мужской и женский, и что мужской лагерь состоял в основном из осужденных генералов... О строительстве военных объектов на Кильдине в предвоенные годы при участии заключенных писал и известный мурманский историк Ушаков, ссылаясь на свои встречи с ветеранами. С его слов, заключенные строили батарею, дороги, аэродром... и другие военные объекты. В том же году я посетил московские отделения обществ "Мемориал" и "Память", но следов кильдинского лагеря там не было. Ближайший к Кильдину был Кольский ИТЛ, который привлекался к строительству военных объектов на побержье...

Начало "золотого километра". 2007 год.

Идея создания лагеря на Кильдине возникла еще в 20-ые годы. В 1926 г. широкой огласке общественности было предано дело "чубаровцев" - дело о групповом изнасиловании девушки. Суд над “чубаровцами” в декабре 1926 года стал показательным процессом. До этого была развернута широкая кампания в прессе, газеты публиковали откровенные показания задержанных... Тут же печатались коллективные письма в редакцию: “Хулиганов - каленым железом!”, “Только высшая мера наказания может быть для этих преступников-бандитов!”, “Суровыми мерами вырвем из нашего Красного Ленинграда гнездо зверей-хулиганов!” Понятие хулиганства стали трактовать расширенно, теперь к нему относили почти все совершенные преступления. Городские власти словно очнулись от спячки и тоже высказывались за смертную казнь для особо злостных хулиганов, и вообще шпане не место в Ленинграде!.. “На заседании губисполкома зав. административным отделом т. Егоров указал, что надо высылать хулиганов. Возник проект ссылать их на необитаемый остров Кильдин,” - писала “Красная газета”. Но через несколько дней с необитаемого острова пришло письмо: “Житель о. Кильдина Кустов пишет, что Кильдин - центр рыбного промысла населения Мурманского побережья. Там есть и постоянное население - около 100 человек. Остров - заповедник белых и голубых песцов, с уникальными природными условиями”. Люди там живут только надеждой на будущее, “потому что настоящего у нас нет”, не надо на Кильдин хулиганов!
В декабре перед судом предстали двадцать семь обвиняемых в возрасте от 17 до 25 лет; семерых из них приговорили к расстрелу, остальных к разным срокам заключения в Соловецком лагерь особого назначения, двое подсудимых были оправданы... Но до Кильдина, слава богу, "чубаровцы" не добрались.

В июле 2007 года, стоя на "золотом километре", я пытался понять логику руководителя строительства: почему участок в 1 км начинается ничем и заканчивается ничем.

Западный конец дороги имеет четко выложенную по линии границу, можно предположить, что это начало строительства. Это место находится всего в нескольких метрах от речки Черной, а заканчивается дорога недалеко от старой водокачки. Таким образом, первая пришедшая на ум версия - это строительство дороги для снабжения водой Восточного Кильдина. По версии местных жителей (1997) начальник лагеря хотел отличиться, построив образцовый объект на Кильдине, но по каким-то причинам не смог закончить начатое...
Другая версия: дорога должна была идти к лагерю. Но где находился лагерь?

Не найдя возможности выйти на архивы НКВД-МВД, поиск кильдинского лагеря был продолжен в военных архивах... На одной из подробных карт острова 1941 г. были нанесены все постройки на Кильдине. Во время войны карта имела гриф "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО". На карте изображены все, даже самые маленькие постройки. Из обособленных строений на Восточном Кильдине можно выделить только печи для сжигания йода вдоль побережья, несколько отдельных изб на северо-востоке и 3 барака недалеко от речки Черная в восточной части острова. Возможно, что эти 3 барака и были кильдинским лагерем... В пользу восточной версии расположения лагеря говорят и легенды, передающиеся кильдинцами из уст в уста. На следующей фотографии, со слов ее хозяина, Николая Коменданта, служившего в ПВО на Восточном Кильдине, группа военнослужащих сфотографирована возле могилы-памятника начальника лагеря или его зам.полита!

На кладбище в восточной части острова было много могил, котороые по внешнему виду можно отнести к захоронениям узников лагеря: ни звезд, ни крестов, даты смерти 1939-1953, даты рождения 1900-1910 (примерно). Фамилии были как мужские, так и женские. Известно, что в те годы на острове гражданского населения оставалось буквально единицы. В 1997 г. я переписал несколько фамилий в надежде найти родственников или что-то узнать о людях, похороненных на кладбище. В 2007 г. я не смог найти ни одной фамилии: "охотники" за металлом оторвали все таблички с надгробий...

И все же следы лагеря найти удалось. В Центральном Военно-морском Архиве (ЦВМА) в документах 2 Отдельного Артиллерийского Дивизиона (оад) я нашел такую информацию:

"2 ОАД Мурманского Укрепрайона (МУР) СФ создан на базе 10-ой батареи МУР на острове Кильдин. Строительство началось с конца 1935 г. Основные строительные работы выполнялись Управлением начальника работ № 97 и 115 строительным батальоном." Итак, Управление начальника работ № 97 - типичное официальное название лагеря!

"Весной 1940 г. сформирована 122-мм батарея №-191 на механической тяге, место – восточный Кильдин... К этому моменту началось строительство грунтовой дороги для данной батареи вдоль южного побережья острова."

"В мае 1941 началось строительство бетонного КП (2 оад - ДК). С началом войны началось форсированное строительство 130-мм открытой батареи №-827 на востоке острова Кильдин. Строили ускоренными темпами л/с батареи и строительство №-97."

Можно также предположить, что и аэродром в 1942 г. на Кильдине был построен силами Управления начальника строительства № 97.

Мои предположения о том, что Управление начальника работ № 97 и есть "кильдинский лагерь" рассеялись после встречи в сентябре 2007 г. с ветеранами 97-го строительства - это было подразделение Инженерной службы СФ... Но ветераны-кильдинцы хорошо помнят "строителей"-заключенных, которые строили дорогу:"...казалось, что они все были черные,- черные одежды, черные бороды, черные лица и глаза. Они жадно ловили взглядом каждого проходящего мимо человека, который, возможно, напоминал им о той далекой жизни, которая была у них до лагеря..."

Прикрепления: 0636128.png (79.6 Kb) · 3414661.png (255.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: