[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Дальневосточное командное
dvocuДата: Воскресенье, 05.12.2010, 21:40 | Сообщение # 1
Техническая поддержка проекта
Группа: Администраторы
Участник проекта ДВОКУ: Неизвестные страницы истории
Сообщений: 123
Репутация: 0
Статус: Offline
Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (военный институт) – одно из старейших военно-учебных заведений страны. Его история берет начало от Владивостокского пехотного училища, созданного 11 февраля 1940 года. Первым начальником училища стал полковник Иван Михайлович Чистяков, впоследствии – генерал-полковник, Герой Советского Союза. Первый выпуск в количестве 90 человек состоялся 16 июня 1941 года, и вскоре многие из питомцев училища приняли боевое крещение. Начавшаяся война потребовала коренным образом перестроить систему подготовки командных кадров. Только за 1942 год во Владивостоке подготовлены 2.289 командиров взводов.

В сентябре 1949 года училище было передислоцировано в Благовещенск. В 1958 году оно переведено на новые штаты и стало называться Дальневосточным высшим общевойсковым командным училищем. 13 января 1969 года ему присвоено имя Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1998 года училище преобразовано в Дальневосточный военный институт. В 2004 году он переименован в Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (военный институт).
С 1940 по 2007 год училище произвело 94 выпуска, подготовив более 20 тысяч высококвалифицированных офицеров, многие из которых удостоены высоких государственных наград, а 34 выпускника – званий Героя Советского Союза и Героя России.

Вот уже пять лет училищем командует генерал-майор Владимир Михайлович Грызлов.

Коренной сибиряк, он окончил ДВОКУ в 1973 году. Как одного из лучших выпускников его оставили в училище командиром курсантского взвода. Потом в войсках он дорос до командира батальона. Затем были академия и служба в Прикарпатском военном округе. После известных событий 1991 года, как и для многих офицеров, отказавшихся принимать присягу Украине, судьба складывалась непросто: несколько месяцев находился за штатом, искал новое место службы в России. В итоге опять оказался в родном училище. Год исполнял обязанности заместителя начальника по тылу, а затем в течение восьми лет был старшим преподавателем кафедры тактики. В 2000-2001 годах находился – в командировке в неспокойном Алжире, работал в академии национальной армии. По возвращении назначен заместителем начальника Дальневосточного военного института, через год – начальником. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета, многими медалями...

Мой первый вопрос к Владимиру Михайловичу, естественно, был таким:

- Училище, институт, опять училище – в чем суть всех этих трансформаций?
- Училище переходило на пятилетнюю систему обучения в связи с введением государственного образовательного стандарта. На мой взгляд, сделано это было не совсем правильно. Представьте, первые два года учебы – чисто гражданские науки. Курсант в это время не стрелял, не изучал технику, не водил боевые машины, – в общем, не получал собственно военных навыков. Проводился в начале двухтысячных годов и эксперимент по трехгодичному обучению только военным предметам. У таких выпускников-трехгодичников затем возникли проблемы с поступлением в академии... В общем, мы активно включились в переработку учебной программы. Нас поддержали другие сухопутные вузы. В результате новая программа, рассчитанная на четырехлетнее обучение, была принята. 60 процентов учебного времени теперь отводится военным наукам, а не 40, как было в недалеком прошлом. Это не мешает вручать нашим выпускникам дипломы государственного стандарта. Если раньше по гражданской специальности мы готовили инженеров по эксплуатации техники, то сейчас – менеджеров... Что касается возвращения прежнего наименования, это тоже наша инициатива. Просьбу ученого совета, ветеранов, командного состава наверху услышали. Возвращено не только привычное слово «училище», но и – это главное – имя прославленного советского полководца. Как и прежде, мы с гордостью называем себя рокоссовцами...

Лучше, как говорится, один раз увидеть... С благословения Владимира Михайловича отправляюсь в полуторадневный поход по училищу. Мой попутчик – организатор нашей совместной работы и главный рассказчик – подполковник Александр Николаевич Исаченко, заместитель командира курсантского батальона по воспитательной работе. Сын офицера, выпускник ДВОКУ.

С чего начать? Естественно, с полигона, а точнее, с учебного центра. Дитя отечественного автопрома «Москвич-2141» производства 1991 года довольно резво наматывает километры гладкого и прямого шоссе. Сомневаюсь, чтобы какая-нибудь иномарка выдержала бы такой срок в армейских условиях. Как выясняется, курсанты учатся на «Москвичах» вождению автомобиля. Проезжаем мимо неглубокого озера с заросшими травой берегами.

То, что оно неглубокое, я убедился лет сорок назад, когда мальчишкой ловил в нем ротанов. Да, именно здесь, в Благовещенске, прошло мое детство. Позволю себе это отступление с единственной целью – поделиться тогдашними впечатлениями о курсантах ДВОКУ. Приходилось бывать в училище, постоянно встречал этих парней на улицах города. Они, как мне казалось, отличались не только от своих гражданских сверстников, но и от курсантов Благовещенского танкового училища. Все высокие, стройные, мужественные, уверенные в себе. Видел их, навьюченных оружием и снаряжением, на марше. Выгоревшее на солнце обмундирование даже в этой ситуации сидело на каждом как влитое... И еще одно детское впечатление. Не всегда с нашими китайскими соседями были такие отношения, как сейчас. Был и Даманский. Но в пограничном Благовещенске никому и в голову не приходило, к примеру, отказаться от купания в Амуре. Хорошо помню, как загибали мы пальцы, считая, сколько у города защитников: солдаты, моряки, пограничники и, конечно, курсанты ДВОКУ, расположенного возле самого берега, фактически на границе...

- Наше училище сильно традициями, – прервал мои мысли Александр Николаевич, – и одна из них – добираться до учебного центра, так сказать, комбинированным способом. По городу курсанты едут на машинах, а больший отрезок пути – в пешем порядке. Причем не просто идут, а отрабатывают различные тактические вводные – в ускоренном темпе преодолевают «зараженные» участки местности, отражают внезапное нападение «противника»... И так – 7-8 часов. Возвращение в училище – аналогичным образом. За год курсант преодолевает пешком в общей сложности сотни километров...

Нам проще. Не заметили, как доехали.

- Обратите внимание, – продолжает подполковник Исаченко, – учебный центр очень удобно расположен. Здесь все рядом – войсковое стрельбище, танкодром, директриса, тактическое поле...

Дальше калейдоскопом – лица офицеров, курсантов, короткие беседы, эпизоды полевых занятий...

Сначала знакомимся с подполковником Олегом Викторовичем Царевским. Он внимательно следит за тем, чтобы курсанты правильно надели общевойсковые защитные комплекты (ОЗК) и противогазы. Еще раз напоминает о мерах безопасности. А затем – Голливуд отдыхает! – начинается впечатляющее зрелище по преодолению огненной полосы с различными препятствиями. По завершении тренировки курсанты стягивают с раскрасневшихся лиц противогазы, улыбаются. Некоторые, похоже, даже вспотеть не успели. Вот это подготовка!

Рядом слышны выстрелы. Подходим. Преподаватель кафедры вооружения и стрельбы подполковник Виталий Митрофанович Мащенко – тоже выпускник ДВОКУ.

- На данном участке выполняется второе упражнение контрольных стрельб из автомата Калашникова. Руководит стрельбой преподаватель кафедры боевых машин и автомобильной подготовки подполковник Аверин Анатолий Валентинович...
- ?..
- На время полевого выхода прикомандирован к нам на кафедру. Людей не хватает. Нужны другие штаты. Хорошо, ветераны выручают. Пойдемте на соседний участок, познакомлю с подполковником в отставке Юрием Петровичем Никитенко. Уникальный человек. Представляете, когда я был курсантом, он был у меня преподавателем. До сих пор у него учусь. В теории стрельбы лучше его никто не разбирается...

За спиной слышу по-мальчишечьи звонкий, но пока еще не очень твердый голос:
- Товарищ подполковник, курсант Фокеев выполнял боевую задачу по уничтожению противника в указанном секторе стрельбы... В ходе боя наблюдал атакующую группу пехоты...
Удивительная все-таки штука происходит с молодыми людьми в военном училище типа ДВВКУ за какие-то четыре года. Со студентами ничего подобного быть не может. Вот сейчас он, курсант Фокеев, по сути, еще мальчишка. А через несколько лет встречу его, даст Бог, в войсках и, скорее всего, не узнаю...
Подполковник в отставке Никитенко мгновенно вызывает искреннюю симпатию. Моложав, подтянут. Поскольку в военной форме, при погонах – не отличишь с трех метров от офицера действительной службы.
- А у нас все ветераны, как огурчики, – смеется Юрий Петрович, – положение обязывает...
Из завязавшегося разговора выясняется, что эффективность стрельбы напрямую зависит от знаний высшей математики, которую курсанты, оказывается, тоже осваивают...
Директриса боевых машин. Занятие по изучению боевого отделения танка. Преподаватель кафедры вооружения и стрельбы подполковник Александр Васильевич Лобкарев:
- Еще несколько лет назад стреляли только с места. Топлива не хватало. С боеприпасами тоже была проблема. Сейчас абсолютно другая картина. Топлива выдают столько, сколько нужно для организации качественного учебного процесса...

Убеждаюсь в этом, сидя на командирском месте в МТЛБ – многоцелевом легкобронированном транспортере-тягаче. Слева за рычагами – курсант 3-го курса Владимир Бровко. Поехали!.. Интересный, с характером парень. По настоянию отца после школы поступил в аграрный университет. Я не осуждаю отцов, чьи лучшие годы прошли на полигонах, когда они отговаривают сыновей от поступления в военные училища. У каждого на то, наверняка, есть своя причина. Однако в таком случае не надо было таскать сыновей по этим самым полигонам и сажать за рычаги боевых машин. Промучился Владимир два года в университете и, хотя там была военная кафедра, оставил его. В том же году на общих основаниях успешно сдал вступительные экзамены в училище. Отец – вот ведь парадокс! – был очень доволен...

Пять километров по пересеченной местности курсант Бровко преодолевает играючи. Я все жду, когда же он хоть немного устанет. Такие мы, фотокорреспонденты. Любим снимать людей в момент наивысшего напряжения физических и душевных сил. Увы, с Владимиром не тот случай.
- Привычка!.. – просто объясняет он.
А вот на тактическом поле мне везет. Здесь и пот градом льется, и человеческой психологии, вызванной колоссальным физическим и эмоциональным напряжением, хоть отбавляй. Второкурсники отрабатывают элементы встречного боя...

НА СЛЕДУЮЩЕЕ утро разговор с Александром Николаевичем начинается у фотогазеты, вывешенной рядом со зданием управления училища. На снимках запечатлены моменты выполнения курсантами парашютных прыжков.
- Прыгают только желающие, а таких набирается процентов 70. Рано или поздно им удается осуществить свою мечту. Все это благодаря председателю областного совета РОСТО полковнику Александру Владимировичу Боржко, ветерану афганской войны, который тоже в свое время служил в училище... Курсанты из взвода морской пехоты и те, кто мечтает о службе в воздушно-десантных войсках, прыгают довольно часто...

Мы с подполковником Исаченко пересекаем просторный плац, на котором только что закончился развод на занятия.
- Обратите внимание на нашу столовую, – продолжает Александр Николаевич, – в 1990-х годах ее строительство было заморожено, но в начале 2000-х все-таки закончено. Внутри светло, просторно, красиво. Приготовление пищи обеспечивают современные технологические линии. Курсанты принимают пищу в одну смену, сидят за столами по четыре человека... А это – наш спортзал. За ним – лаборатории кафедры эксплуатации боевых машин. Дальше – парк боевой техники. Прямо по курсу – клуб, на втором этаже которого расположен музей училища. Слева – первый учебный корпус...
По моей просьбе идем в аудиторию, где курсанты овладевают наукой, о которой их предшественники и не слышали. Руководит занятием полковник Евгений Геннадьевич Коноплев – преподаватель дисциплин цикла управления персоналом. У доски, исписанной мудреными формулами, – сержант Андрей Агафонов. Украдкой заглядываю в рабочий журнал преподавателя, нахожу фамилию Андрея и вижу напротив нее только хорошие и отличные оценки.
- Гражданская специальность менеджера по управлению персоналом очень востребована в наши дни, – говорит Евгений Геннадьевич, – поэтому большая часть курсантов относится к занятиям достаточно серьезно. Тем более что все понимают: без знаний нашего предмета не обойтись и на этапе офицерской службы...
- А что на доске изображено?
- В данном случае с использованием математических методов расчета сержант Агафонов искал эффективное решение по выбору одного из двух танков, представленных на продажу. С этой виртуальной задачей он справился успешно...
- Между прочим, компьютерные и математические сборные команды нашего училища, – не без гордости замечает Александр Николаевич, когда мы направляемся с ним на занятие по тактике, – не раз ездили на олимпиады и оставляли позади себя все другие сухопутные училища...

121-й специализированный класс производит сильное впечатление. Наверное, это и есть настоящее военное образование. На стене – доска, на которой, как выясняется, можно интерактивно моделировать и графически оформлять решение командира подразделения. Перед каждым курсантом – плоский экран монитора. Преподаватель кафедры тактики подполковник Андрей Васильевич Орлов говорит, что в обозримом будущем в распоряжении кафедры будет еще один такой класс. Что особенно радует – не спонсорам благодаря. Государству. Все поставки – по линии Министерства обороны. Помогает проведению занятия инструктор по работе с информационными технологиями Марина Александровна Пасынкова. Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, она в работе с курсантами не видит никаких трудностей...
Кстати, как выясняется в разговоре с начальником учебного отдела полковником Игорем Борисовичем Алпеевым, которого встречаем на нашем пути, всего в училище 3 доктора, 31 кандидат наук. Многие курсанты принимают активное участие в работе военно-научного общества.

На вопрос, о чем болит душа начальника учебного отдела, Игорь Борисович откровенно отвечает:
- Сейчас, как известно, разрабатывается образовательный госстандарт третьего поколения, который предусматривает переход на зарубежную систему «бакалавр–магистр». Если это коснется военных училищ, огромное количество времени педагогов будет отвлечено на разработку новых программ и, возможно, опять нарушится баланс между часами военных и гражданских дисциплин... Еще одна назревшая проблема – необходимы дополнительные штаты преподавателей. Процентов тридцать не хватает...
А еще полковник Алпеев высказал просьбу к соответствующим войсковым начальникам охотнее отпускать на преподавательскую работу офицеров с академическим образованием...

В этот день мы с подполковником Исаченко побывали еще и в аудитории, где развернут современный, на компьютерной основе, тренажерный комплекс, имитирующий работу командира и наводчика боевой машины пехоты, на занятиях по изучению автоматического гранатомета и бронированной техники. Стали свидетелями азартных соревнований в спортивном городке. Восхитились молодецкой удалью и профессионализмом группы рукопашного боя. Не забыли о библиотеке, наведались в одну из казарм. Постояли у стройплощадки нового курсантского общежития. Встретили молодую офицерскую семью, общение с которой добавило оптимизма. Даже в чайную заглянули. Впечатление от многочисленных знакомств и всего увиденного однозначное: настроение у людей хорошее, училище явно на подъеме, у него, уверен, надежное будущее.

Виталий Аньков

Прикрепления: 6607551.jpg (61.6 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: