Письмо старшего лейтенант Некрасова Николая Павловича, выпускника Владивостокского военно-пехотного училища 19 августа 1941 года. Воевавшего под Москвой. Заместителя командира моторизованного батальона автоматчиков 43-й отдельной танковой бригады. Умершего от ран 18 октября 1942 года полученных в бою 12 октября 1942 года под городом Калинином ( Тверью). Погребен в братской могиле на Троицком кладбище в городе Бологое Тверской области, написанное из госпиталя в январе 1942 года в Училище.
Многоуважаемый товарищ старший лейтенант Задумов!
Прошел совсем не большой промежуток времени с тех пор, как я в числе других товарищей получил звание лейтенанта и был направлен на работу в часть. За это время мне, как и многим другим бывшим Вашим воспитанникам пришлось видеть много хорошего, побороть много трудностей и самое главное побывать в боях за Родину с озверевшими человекоподобными фашистами. Сейчас я ранен, лежу в госпитале, начал поправляться, имею возможность писать.
Мне хочется крепко, крепко пожать Вам руку и громко, громко сказать Вам большое товарищеское спасибо за все то, чему Вы меня научили и к чему воспитали.
С самого первого дня пребывания в части, я был назначен командиром роты . Вы знаете, что в училище я был рядовым курсантом и при том не отличался дисциплиной и вдруг командир роты.
Встал вопрос, что делать? и чего начинать? Как принимать подразделение? И вот с перового же вопроса службы в части я вспомнил Ваши советы, которые Вы давали на стрельбище в последние дни пребывания в училище нас.
Служа в части, я все время придерживался Ваших советов и они мне крепко помогали. Благодаря умелому обращению с бойцами на основе Ваших указаний привил у бойцов чувство любви к себе, которое выразилось в том, что когда я 24ХII - 41г. был ранен на окраине города Руза и потерян сознание, то очнулся на руках у бойцов своего подразделения, которые рискуя своей жизнью вынесли меня из под сильного пулеметно - ружейного и минометного огня.
За время пробивания на фронте с 3XII-41 г. по 24ХII - 41г. я 16 дней пробыл непосредственно на передовых позициях.
Не допускайте ни малейшего ослабления дисциплины, ибо слабая дисциплина влечет за собой целый ряд неприятностей в бою, как и панибратство в этом я убедился сам за тот короткий промежуток времени который я пробыл на фронте. Так и передайте курсантам, что один из недисциплинированных бывших курсантов, понял необходимость дисциплины. Пригодились мне длительные марши и кроссы, которые воспитали выносливость, на фронте приходилось мне с подразделением ночью по снегу, который достигал выше колен, двигаться по лесу по несколько десятков километров, чтобы обойти противника и ударить по тылу, там где он нас не ожидает. Должен Вас обрадовать тем, что Вы воспитали такого замечательного командира, как Станислав Губанов (лейтенант Губанов Станислав Андреевич, командир стрелкового батальона 1132-го стрелкового полка 336-й стрелковой дивизии погиб в бою 16 февраля 1942 года под селом Ленское Смоленской области), который командовал в бою батальоном и решил этим батальоном задачу за полк.
Знаю еще об одном Вашем воспитаннике Рязанцеве Георгии (старший лейтенант Рязанцев Георгий Кузьмич, заместитель командира стрелкового батальона 358-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии, прошел войну, служил до 1953 года, до своего увольнения в запас), он исполнял должность зам. командира батальона, сейчас ранен в ногу и находится в госпитале, Фокин командует взводом, жив и не вредим (капитан Фокин Петр Павлович, кавалер ордена Красной Звезды, награжденный медалью «За отвагу» за бои под Москвой, командир стрелкового батальона 90-го стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии погиб в бою 17 февраля 1944 года у деревни Павлюченко под Витебском).
Коротко опишу, то что пришлось видеть все дни пока я был на фронте. Наши части непрерывно наступали, освобождая одно селение за другим.
За это время я 7 раз ходил в атаку. Трудно было первый раз наступать на населенный пункт и атаковать его окраину, по тому, что в период учебы этот вопрос был упущен. После пошло все хорошо.
24ХII - 41г. я со своим подразделением имел задачу при поддержке батареи и роты станковых пулеметов овладеть одной из окраин города Руза. Наступление началось с 4.00 по сигналу ракеты. Наступление предшествовала часовая артподготовка, заставлявшая частично замолчать огневые точки на окраине города.
Наступать пришлось по ровной открытой местности метров 500-600. Большую часть этого расстояния пришлось ползти ползком. В 6.00 я с подразделением овладел крайним домом города и начал продвигаться в глубь города. В 7.00 я был ранен осколком гранаты в тот момент, когда мое подразделение овладело тремя домами, пошло продвигаться к четвертому дому. Учите товарищ старший лейтенант ползать и делать перебежки, на фронте ходить не приходится. Учите метать гранаты в окна, это необходимо и так же обрати¬те внимание на то, чтобы курсанты умели вывести взвод и роту из под минометного огня. Приучайте их водить взвод и роту расчлененными по отделениям, а внутри отделения расчленяйте также. Все это мне продиктовала война. Учите бойцов истреблять кукушек на деревьях и автоматчиков на земле, этой сволочи встречается очень много.
Немцы вояки плохие, атаки не выдерживают и немедленно утекают из блиндажей, где, они обычно забиваются, как кроты.
Однажды наблюдал, как более 20-ти немецких бомбардировщиков постыдно удирали от одного советского истребителя. Деревни, где побывали немцы, разрушены и разграблены. Я не видел ни одной кошки и собаки, не говоря уже о свиньях и овцах и коровах, все пожрали сволочи фашисты. Одеты в пилотки и ботинки в холодной шинельке. Снимают с убитых красноармейцев сапоги и шапки и немедленно одевают их на себя. Русская зима им не нравится.
Видели трупы изуродованных женщин: глава выколоты штыками, нос отрезан, на лице вырезаны полосы, рот и подбородок смешаны в один кровавый комок прикладом, руки и грудь изрезаны. В своих танках везут все начиная с перин и кончая крестьянской керосиновой лампой без стекла. На шее у солдат встречаются женские рейтузы, это они одевают от холода.
Передайте привет моим незнакомым товарищам, занявшим наши места в Вашем взводе, а так же пожалуйста передайте самый горячий привет капитанам Нечаеву и Ворошлову, ст. лейтенант у Денисову, Левицкому, Пантелееву и вообще всем командирам и преподавателям.
Жду писем по адресу на конверте.
Глубокоуважаемый Вас, Ваш воспитанник Некрасов.