Главная » 2015 » Апрель » 17
Люльков Григорий Фомич.
1916 года рождения. Уроженец Сталинградской области. 
В 1940 году был отобран кандидатом для поступления во Владивостокское военно-пехотное училище по двухгодичной программе обучения. 
С началом войны в 1941 году был досрочно выпущен из училища в августе 1941 года. 
С сентября 1941 года Григорий Фомич на Западном фронте. Защищал Москву, в феврале 1942 был первый раз ранен. После излечения вновь убыл на фронт. 
В марте 1943 года уже майор Люльков был отмечен первой боевой наградой орденом КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ.
К моменту награждения он бы в должности заместителя командира 611-го стрелкового полка 88-й стрелковой дивизии.
«Под его непосредственным руководством освобождено шесть населенных пунктов от немецко-фашистских захватчиков. Он сам 10 раз лично поднимал бойцов в атаку, в результате чего укрепленные пункты противника были взяты, не смотря на то что противник яростно оборонял их». 
В начале 1944 был ранен во второй раз, после ранения подполковник Люльков принял под свое командование 120-й стрелковый полк 69-й стрелковой Севской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. 
28-летний подполковник сразу проявил себя, командуя полком в боях в Белоруссии был отмечен второй высокой наградой Родины – орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ, хотя представлялся к другой награде.


В июне 1944 в Полесской области Белоруссии полк под умелым командованием Люлькова вновь отличился. 


За умелое руководство полком в бою Люлькова представили к ордену ЛЕНИНА, позже он был награжден вторым орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. 
А подполковник продолжил успешно и умело воевать. 


За операцию по освобождению города Осиповичи в Белоруссии подполковник Люльков Г.Ф. был представлен к званию ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, но командир 18-го стрелкового корпуса, Герой Советского Союза генерал-майор Иванов, решил что ордена ЛЕНИНА будет достаточно, кстати, не первый случай, когда командир удостоенный звания Героя Советского Союза считал, что заслуг для присвоения высшей награды не достаточно.


Но солдаты не обижаются, награды это хорошо, но не главное. 
Тем более, что его имя увековечено благодарными жителями Осиповичей. 
Именем Г.Ф. Люлькова названа одна из улиц города. 
Звание «Почетный гражданин города Осиповичи» присвоено решением Осиповичского городского Совета народных депутатов 22 декабря 1978 года.
Война для подполковника Люлькова закончилась. 
В ноябре 1944 года его после очередного ранения его направили на должность преподавателя Саратовского военно-политического училища. 
Война закончилась, а служба продолжилась. 
После расформирования училища он был назначен на должность заведующего военной кафедрой Саратовского государственного университета, где проработал до поступления в военную академию. После окончания Военной академии тыла и транспорта в 1950 году был направлен для прохождения службы в Группу Советских оккупационных войск в Германии. 
В 1954 году, 38-ми летний ветеран войны был уволен в запас, жил в г.Волгограде, работал над созданием книги воспоминаний о боевом пути 120-го стрелкового полка, был частым гостем города Осиповичи, встречался с учащимися школ.


Из воспоминаний Анастасии Фёдоровны Люльковой  (жена Григория Фомича Люлькова):  "После выхода на пенсию вёл большую общественно-воспитательную работу в школах, техникумах. Был инспектором районного комитета народного контроля, внештатным заведующим промышленным отделом, начальником штаба ДНД и заместителем участкового инспектора. Только с Нового 1983 года он попросил освободить хоть частично от нагрузок в работе по состоянию здоровья…" 
Выпускник Владивостокского военно-пехотного училища прожил яркую, но не такую уж длинную жизнь и ушел из нее 28 июля 1983 года, не дожив даже до своего 70-летия.
Из воспоминания сослуживцев о Люлькове Г.Ф.:
"Жаркое лето сорок четвертого... Не забыл русский солдат Бога, а иначе как бы он смог побеждать? - подполковник в отставке Старовойтов П.И.
"Полк вышел к южной окраине Жировиц. Противник оказывал жестокое сопротивление нашему правому флангу, а также соседу с юго-восточной окраины Жировиц. На южной окраине местечка находился монастырь. Настораживала нас мертвая тишина на его территории. Перед командиром нашего 120-го стрелкового полка Г.Ф. Люльковым и начальником штаба встала задача разгадать замысел противника: 
1) Противник мог, выселив все живое с территории монастыря, организовать здесь сильный опорный пункт.., 
2) А мог организовать здесь мешок-ловушку…
Решение было принято такое: командир 120-го стрелкового полка Люльков Григорий Фомич остается с огневыми средствами, ведя поддержку своего правого фланга. Непосредственно наступать в боевом порядке на монастырь надлежало мне… Под боевым порядком подразумевалась разведка и рота автоматчиков. Если территория монастыря окажется свободной, наступающие подразделения выбрасываются на западную окраину территории и продолжают наступление… На территории монастыря силами роты автоматчиков проводится осмотр помещений без вступления в конфликт с жильцами и после дать сигнал флажками…
Немцы хотели выселить жителей, скрывающихся в монастыре и монахов. Но те отказались, и скоро автоматчики привели ко мне женщину. Когда я спросил ее, в чем дело, она ответила: «Наш «святейший» хочет иметь разговор с начальником». Я дал согласие и попросил «святейшего» привести сюда. Минут через тридцать женщина привела «святейшего». Седой старик был в полном одеянии священнослужителя. Его сопровождали два инока, поддерживая под руки. Я снял головной убор, отдал поклон. В это время я услышал вопрос командира полка, стоявшего позади меня: 
«В чем дело?» – Я доложил, что прибыл «святейший» монастыря и хочет вести переговоры с начальником из Красной Армии. Командир полка снял головной убор, отдал низкий поклон старику и сказал: «Я вас слушаю, отче». «Святейший» отдал поклон и заявил: «Когда отступал супостат, то хотел нас выселить, мы же отказались, заявив, что смерть примем в своей обители, так как супостат нас заверял, что все мы будем расстреляны большевиками». – Он же попросил указать, куда следует собрать всю братию для принятия смерти в своей обители. Командир полка ответил: «Красная Армия освобождает свою священную Родину и свой народ, она никого не расстреливает и расстреливать не будет. Все житейские вопросы будут решаться органами Советской власти». 
«Святейший», устремив взор в небо, заявил: «Коль нам жизнь помилована, разрешите служить молебен во славу русского оружия-воинства». – Командир полка согласно кивнул: «Воля Ваша»...
Просмотров: 1019 | Добавил: dvocu | Дата: 17.04.2015 | Комментарии (0)