Главная » 2018 » Март » 22
Рассказ под названием "Исповедь неудавшегося пехотинца" - это своего рода уникальная биографическая работа, с теплотой и гордостью характеризующая отношение выпускников-дальневосточников к своему учебному заведению, которое дало дорогу в жизнь. 
У всех она складывается по разному, вот и в этих мемуарах читатель увидит, как иногда бывает... 
P.S. Орфография и стиль автора сохранены. Полный текст можно будет скачать с ресурса через некоторое время.


Иванов Н.В. «Исповедь неудавшегося пехотинца».
Часть 2. Продолжение.

Дальше все как в тумане - дорога в госпиталь, первая помощь. На мое счастье дежурил опытный хирург, фронтовик, много видевший обожженных танкистов и применил простое, но действенное лечение, на мои руки накладывали пропитанные спиртом салфетки, которые снимали и боль, и жжение. Дней через 15 я был выписан с новой розовой кожей на руках, к счастью без рубцов, которые бывают после ожогов и прибыл в училище. 
  
По прибытии из госпиталя меня обвинили в поджог, как потом выяснилось подсуетился Гиммельфарб, и только показания двух других курсантов помогли установить истину. Забегая вперед, скажу, что этот курсант каждый год приносил какое-нибудь неожиданное происшествие. На втором курсе при преодолении полосы препятствия он умудрился напороться на штык. На третьем «сумел» прострелил себе ладонь холостым патроном. А первый курс он начал с неумышленного поджога штаба, а закончил его вообще чуть не убийством командира взвода на стрельбище. 
  
Дело было так. 

Гиммельфарба назначили сигнальщиком на стрельбах. Задача проще некуда - выпустить из винтовочного гранатомета ракету для подачи сигнала о снятии оцепления. Делалось это просто, на ствол карабина СКС навинчивался гранатомет, представляющий короткую трубу с внутренними нарезами, затем туда вставлялась ракета, представляющая небольшой цилиндр с выступами, входящими в нарезы. В патронник вставляли холостой патрон и при выстреле пороховые газы выбрасывали ракету, одновременно поджигая пороховой двигатель ракеты, который забрасывал ее по сравнению с обычными ракетами очень высоко и только на высоте загоралась сама осветительная ракета. 

У Гиммельфарба, как всегда, потерялся холостой патрон, и он недолго думая вытащил пулю из боевого патрона и вставил его в патронник, нажал спуск, но выстрела не произошло, раздалось тихое шипение и через некоторое время из гранатомета медленно выползла ракета и тут же упала к ногам горе стрелка. В хвосте ракеты тлел огонек. Только «изобретатель» хотел наступить сапогом на тлеющую ракету, как она вдруг резко двинулась вперед. Сделала на земле круг и взвизгнув ракета метнулась прямо на командира взвода, вышедшего из-за домика. Спасла офицера его отличная реакция, он успел отклониться. Правда несколько минут, он не мог ничего сказать, а только сглатывал. Первым словом командира было: 
- «Кто»? 
Гиммельфарб не мог говорить гораздо дольше командира, смог лишь поднять дрожащую руку, на что последовала такая череда меняющихся наказаний: 
  
- «Два наряда, три наряда, двое суток ареста»!!! 

В дальнейшем, к большому сожалению судьба оказалась жестокой к Гиммельфарбу. После окончания училища он попал служить в ВДВ. Однажды вне службы, будучи в гражданской одежде он пытался разнять драку между десантниками и местными парнями и получил смертельный удар ножом. 

Перед началом учебного года нас распределили по ротам, взводам и отделениям. Почему-то тогда все роты были смешанными, в них были взводы первого, второго и третьего курсов, то есть по принципу комплектования курсантский батальон ничем не отличался от пехотного в войска. Командирами отделений вначале у нас были курсанты второго курса, которые много с нами возились, хотя времени на это у них было мало, так как общение проходило после занятий. Хочется особо отметить добрые, товарищеские отношения со стороны старшекурсников, никаких «дедовщины» не было и в помине. Старшиной нашей третьей роты был третьекурсник, белорус, представляющийся так: 

- «Старрр..рр..шина трр..ретьей ррр..рроты старрр..ршина Ворр..рробей!» 
  
Ему кстати я обязан пониманием сущности воинской дисциплины, которое пронес через все тридцать лет службы в армии. А дело было так. Перед построением на обед я увидел, что мои сапоги в пыли и их нужно почистить, старшина всегда проверял чистоту сапог на построениях. Схватив щетку, я выскочил на лестничную площадку, хотя место для чистки было на первом этаже, решил смахнуть пыль здесь, на втором. Только махнул щеткой как увидел перед лицом блестящие сапоги и подняв голову, старшину, все понятно, сбегал вниз почистил сапоги и успел к построению. 

После обеда перед строем роты старшина объявил мне два наряда на работу, вручил лопату и показал на улице два места под ямы для столбов, определив их размеры и время - один час на яму. Предупредив что, если не уложусь в это время, то получу еще взыскание. 
В поте лица я еле успел за этот час, пока кстати мои товарищи спали в казарме, вырыть одну яму и доложить старшине, который проверил как я выполнил работу. На следующий день я вырыл вторую яму и запомнил на всю оставшуюся жизнь - ЛУЧШЕ ВСЕГО ДЕЛАТЬ ЛЮБОЕ ДЕЛО ОДИН РАЗ КАК ПОЛОЖЕНО, ЧЕМ ПОВТОРЯТЬ ВСЕ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ. К слову за тридцать лет службы я имел только одно взыскание в приказе, о чем расскажу позже. 

С началом учебного года к нам пришел командир взвода - старший лейтенант Захаров. Среднего роста, плотного телосложения, спокойный, немногословный и требовательный. Он был примером для нас во всем, образцово выполнял строевые приемы, безукоризненно показывал упражнения на спортивных снарядах, отлично стрелял из всех видов стрелкового оружия. В общем, образец строевого офицера. Он, не считаясь со временем, постоянно, со спокойной требовательностью формировал из нас военных людей. Он был с нами постоянно, нам вначале казалось, что он и живет в казарме. Вот он присутствует на отбое и проснувшись утром мы опять видели его. Обязательно присутствовал на занятиях, которые проводили преподаватели, вместе с нами бегал зарядки и кроссы. Когда у нас были занятия на стрельбище и на взвод выделялась грузовая автомашина, но мы никогда на ней не ездили, грузили на нее мишени, а сами во главе с командиром взвода в полном снаряжении бежали на стрельбище. На окраине города был асфальтовый завод, мы останавливались и набирали в вещмешки килограмм по 15-20 песка и продолжали бег, по пути развертываясь в боевой порядок по командам: 

- «Противник слева!!!» 

- «Противник справа!!!» 
  
Когда прибегали на стрельбище, от нас валил пар, и сразу же начинались уже сами занятия по огневой подготовке. Захаров принципиально никогда не надевал перчатки и не опускал клапана шапки, того же требовал и от нас, постепенно приучая нас делать все голыми руками. На обратном пути все повторялось в обратном порядке, на асфальтовом заводе выгружали песок и налегке, бегом возвращались в училище. 

После таких нагрузок хотелось только поесть и поспать, второе даже сильнее, поэтому отбой ждали с нетерпением и засыпали только, коснувшись головой подушки. Постепенно мы втягивались в «курсантскую жизнь». Спокойнее переносили реальные тяготы и лишения, хотя надо сказать не все выдерживали и под разными предлогами отчислялись. 
  
Прошел год, наш взвод по всем предметам занял первое место в училище, наш взводный стал ротным и получил капитана. Я его считаю первым моим военным учителем и наставником, которому я часто подражал потом, когда сам командовал взводом и часто вспоминал по-человечески с теплотой. 

В память врезался мой первый учебный день. Все училище выехало на полигон и там нам курсанты старших курсов продемонстрировали стрельбу из всех видов оружия. Стреляли из карабинов, автоматов, ручных, ротных и станковых, и счетверенных зенитных пулеметов, из безоткатного орудия, больно ударившего по ушам. Но больше всего меня поразила стрельба из противотанкового гранатомета. В момент выстрела мне показалось что курсант с гранатометом на плече взорвался, такой клуб черного дыма вспыхнул на том месте где он стоял, но, когда дым рассеялся было видно, что все в порядке и курсант улыбается и трясет головой. 

Нет, подумал я тогда, лучше из этой трубы не стрелять, но судьбу не обманешь, стал я во взводе штатным гранатометчиком и настрелялся из него на всю оставшуюся жизнь. Мало того уже в полку, узнав про мою курсантскую специальность, меня назначили перед проверкой тренировать всех гранатометчиков полка. 

Первый месяц учебы был состоял в основном из строевой подготовки, изучения карабина СКС и уставов ВС. Все эти занятия проводил командир взвода и мы скоро поняли разницу в методике преподавания в школе и в училище. Если в школе на уроке все слушали учителя в пол-уха, то здесь командир взвода сразу видел кто невнимательно слушал и приказывал повторить. После второго замечания следовало взыскание. Тяжелее всего давалась строевая подготовка, после нее мы валились с ног, но до сих пор в ушах замечания, типа:

- «Иванов! Вам берданку на плечо и котомку за спину и готовый Дерсу Узала в тайге! Что вы горбатитесь! Выше голову!» 

Постоянная требовательность командира взвода сделала свое дело, на всю жизнь осталась строевая выправка у всех, кто был в нашем взводе. Через месяц, сдав зачеты по уставам и выстрелив три патрона из СКС, в будничной обстановке в казарме мы приняли военную присягу. 
После присяги к строевой и уставам прибавились все занятия с преподавателями по всем предметам, согласно курса обучения курсантов военного училища. 

Я всегда с теплотой вспоминаю наших преподавателей училища. Участники войны, с боевыми орденами, непререкаемым авторитетом, вместе с тем тактичные и интеллигентные люди, не смотря на пережитое ими.

За все время учебы я ни разу не слышал ни от командиров, ни от преподавателей мата, ни разу! Особенно выделялись своими педагогическими талантами такие начальники циклов как подполковник Малик (артиллерийский цикл), мастер спорта по стрельбе подполковник Климок (огневой цикл), подполковник Рассомакин (бронетанковый цикл), подполковник Тараканов (топографический цикл). Все они были профессионалами высочайшего класса, получившими свой опыт в реальных боях. 

Так, подполковник Малик, начавший войну лейтенантом командиром артиллерийского взвода, окончил подполковником, командиром отдельного тяжелого артдивизиона РВГК. Награжден 9-ю орденами. Свою любовь к артиллерии он сумел привить и нам, все курсанты практически могли выполнять обязанности любого номера артиллерийского расчета противотанкового орудия, а также подготовить данные для стрельбы из минометов и отстреляться. 

Подполковник Рассомакин начал войну лейтенантом, а окончил подполковником, командиром танкового батальона. Он доходчиво объяснял нам устройство бронетанковой техники, на практических занятиях все курсанты научились уверенно водить танк Т-34, Т-54, бронетранспортеры БТР-152, БТР-40, мотоцикл М-72, автомобили Газ-51, ЗИС -151.ГАЗ-63. 

Подполковник Тараканов преподавал топографию так, что я до сих пор легко могу по карте выбрать маршрут движения, сделать привязку к местности, определить сектора обстрела и т.д. Знание топографии очень пригодилось в полку, так как командовал я взводом разведки и на марше был всегда впереди. 

Продолжение следует...
Просмотров: 705 | Добавил: dvocu | Дата: 22.03.2018 | Комментарии (0)